Информаторий: Фонационное дыхание

Фонационное дыхание

Человеческий речевой аппарат— это своего рода скульптор. Правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает их из мрамора, говорящий же человек "лепит" звук речи из особого материала — из волн движущегося воздуха...

Ю. Фролов

Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи, подчеркивал К- С. Станиславский. И действительно, в практике нередко приходится встречаться с таким явлением, когда голос у человека хороший, а речь его, лишенная мелодии, интонации, пауз, темпо-ритма, малопонятна и не воздействует на слушателя.

Еще чаще сталкиваешься с различными отклонениями от нормы звучания голоса. Слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, квакающий, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, порывистый, глухой, закрытый, носовой, гнусавый, монотонный — так можно определить основные отклонения.

Если исключить недостатки звука, связанные с какими- либо отклонениями от норм в строении голосового аппарата, то основные причины неверного звучания голоса следует искать прежде всего в неправильном пользовании речевым дыханием, в излишней перенапряженности тех или иных мышц голосового и речевого аппаратов. Правильно развить голос можно лишь после того, как будет освоено речевое дыхание и достигнута мышечная свобода фонационных путей. Поэтому работа над голосом начинается с понимания функции дыхания в голосообразовании, с верного пользования дыханием во время фонации (звучания).

Глубокая взаимная связь физиологических и психологических процессов в человеке обусловливает самое активное участие дыхания в любой деятельности человека и особенно — в речевой. Ведь дыхательный аппарат, вся его мускулатура, «живет» с человеком, вместе с человеком «слушает», «смотрит», «воспринимает», «оценивает», «думает», «чувствует», «рождает» звук, слово.

Вот тому примеры: вас оскорбили. Заметили, почувствовали, как вздрогнуло ваше тело? Как напряглась диафрагма (самая подвижная дыхательная мышца — грудобрюшная)? Как на минуту «замерло» дыхание (оно «оскорбилось» — решает: что делать, чем ответить на оскорбление)? Реагируют на внешнее воздействие прежде всего наши мышцы.

Попробуйте внимательно прислушаться к тому, что делается в соседней комнате. Слушайте, а не делайте вид, что слушаете. Заметьте, что произошло с дыханием? Оно «затаилось», «прислушивается» вместе с вами: вдох и выдох очень осторожные, спокойные, ритмичные. Если же внимание захвачено сильно, то дыхание может даже задержаться на секунду. Однако сидите при этом свободно! Руки, ноги, плечи, лицо, шея не напряжены. Внимание действительно сосредоточено на том, что делается в соседней комнате (различаете звуки и шумы, которых раньше не слышали). Слушайте и дышите! Попробуйте проследить, что происходит с организмом, какой момент в дыхании наблюдается, кроме вдоха и выдоха? В процессе вдоха, когда воздух поступает в легкие, грудная клетка слегка поднимается, как бы расширяется, но сейчас же начинает опускаться — происходит выдох. В этот момент наступает остановка дыхания, небольшая пауза, во время которой появляется потребность вдохнуть воздух. И так продолжается последовательный, строго ритмичный процесс дыхания: вдох, выдох, покой. Вдох, выдох, покой... Выдох несколько длиннее вдоха, скорее за счет паузы, остановки после выдоха.

Теперь посмотрим, что происходит с дыханием во время речи, нет ли изменений в ритмичности, последовательности моментов дыхания?

Упражнение 1

«Спать хочется»

Представьте себе, что вы — на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, плеч...

Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало от отдыха. Постарайтесь «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох...

Действительно, как будто захотелось спать. Глаза открываются с трудом — тяжелые веки смыкаются снова... Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но на солнце вредно спать.

Встать!

Не читайте эти строки бодро и весело! Вы дремлете. Тело и речевой аппарат расслаблены: язык, губы двигаются медленно, вы с трудом заставляете себя произносить каждую строчку стихотворения.

Теперь попробуйте еще раз прочесть стихотворение и не давайте закрываться глазам, веки которых к концу строки почти смыкаются. Вы вновь их открываете и в этот момент начинаете читать следующую строку. Опять смыкаются... открываете, читая третью строку... И так до конца четверостишия. Попробуйте «бороться» со сном и одновременно проследить за тем, когда вы начинаете говорить: на вдохе или на выдохе? Одинаковы ли по времени вдох и выдох? Где возникает пауза — момент остановки дыхания?

Внимание к тому, что делается с дыханием, установит, что речь началась после того, как сделан вдох. Воздух вышел вместе со словами первого стиха:

Волн спокойный мерный шум...

Затем быстро вдохнули, на секунду остановились, оценивая, как клонит ко сну, и на выдохе произнесли следующую строку:

Усыпляет праздный ум...

Опять вдох, остановка и на выдохе:

Но на солнце вредно спать.

Мгновенный вдох, остановка, на выдохе:

Встать!

Упражнение показывает, что дыхание в процессе речи несколько отличается от дыхания в состоянии покоя: вдох становится явно короче, чем выдох, остановка в дыхании происходит теперь после вдоха, а не выдоха. Это и есть фонационное дыхание. Его нужно развивать, с тем чтобы в легких был постоянный запас воздуха, которым вы могли бы распоряжаться по своему усмотрению, достигать легкого, свободного, полноценного звучания фразы, какой бы сложной и длинной она ни была, то есть воспитать глубокий короткий, автоматический вдох и более длительный выдох.

Фонационное дыхание — это физическая основа звучности. В процессе фонационного дыхания участвуют меж- ребсрные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани. Работа гладкой мускулатуры бронхов рефлекторно связана с работой межреберных мышц. Они вместе с межреберными мышцами сжимают и расширяют легкие во время фонации. Гладкая мускулатура бронхов сужает и расширяет просвет воздуходувных путей, укорачивает и удлиняет бронхи, регулирует и поддерживает нужное подсвязочное давление во время фонации. Координированная работа голосовых связок и гладкой мускулатуры бронхов является результатом импульсов, идущих из отделов коры головного мозга.

Авторегуляцию фонационного дыхания, координацию дыхания с деятельностью гортани (основного органа голо- сообразования) и голосовых связок необходимо учитывать при выработке приемов постановки и развития голоса. В этой связи следует остановиться на так называемом нижнебрюшном типе фонационного дыхания. Механизм его состоит в следующем.

Перед началом звука мышцы нижней части живота (наружные и внутренние косые и прямая мышца) снизу вверх нажимают на органы брюшной полости, они — на диафрагму, диафрагма — на легкие, легкие — на воздух, находящийся в бронхах и гортани. Брюшные внутренности, передвигаясь кверху, как буфер, легко и непрерывно давят и держат в расширенном состоянии воздуходувные пути в продолжение какого-либо периода или всей фразы, то есть до ощущения израсходования запаса воздуха. Как только возникает потребность в пополнении воздушного запаса, упругим толчком этих мышц внутрь и кверху вместе со звуком выбрасывается неиспользованный при фонации воздух, и в этот момент автоматически возобновляется воздушный запас. Это происходит таким образом: во время выброса неиспользованного воздуха слышится короткий шум (результат раскрытия голосовой щели и мгновенного выхода уплотненного воздуха); быстрое раскрытие голосовой щели вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, куда мгновенно устремляется наружный воздух в силу его большей плотности по сравнению с воздухом, оставшимся в бронхах.

При нижнебрюшном дыхании воздух верно направляется снизу вверх, плавно держится дыхание и происходит авторегулированный непроизвольный вдох, легче, органичнее идет процесс развития свойств голоса (силы, высоты, темпа, диапазона, тембра).

Работа над фонационным дыханием идет одновременно с развитием голоса и его качеств. Однако надо сначала подготовить дыхательный аппарат к фонации. С этой целью дается ряд упражнений, которые помогут ощутить работу дыхательных мышц, натренировать, развить их.

Упражнение 2

«На колок»

(Правильное положение тела)

Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, надо найти правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи — свободные, легкие.

Такое положение — «тело на колок» (выражение Станиславского) — должно стать привычным, естественным не только в моменты работы над дыханием, голосом, но и вообще в жизни. Изящен, красив, строен, всегда как «натянутая струна» должен быть человек и на сцене и в жизни. Путем постоянной тренировки сделайте такое положение тела привычным.

Упражнение 3

«Цветочный магазин»

(Медленный вдох)

Представьте, что вы в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами различных цветов. Захотелось определить: запах какого цветка преобладает? Действуйте и назовите этот цветок! Еще раз. А теперь, действуя, проследите за дыханием. Заметили, как медленно, спокойно, глубоко вдохнули? Как бесшумно, через расширенные ноздри вливался воздух? Если вдох был слышен, значит, торопливо втягивали воздух и он стлался по стенкам ноздрей, создавая шум. Не торопитесь! Надо ведь во время вдоха угадать запах. Струя воздуха плавно входит в середину ноздрей.

Сделайте еще раз упражнение, а руки положите на ребра (не на талию, а выше) так, чтобы большие пальцы были направлены к спине. Руки ощутили движение грудной клетки. Она, клетка, расширилась, и руки отошли с нею в стороны.

Следите за тем, чтобы грудная клетка расширялась, а не поднималась. Не забывайте о том, что плечи ваши «висят на вешалке» при положении «тело на колок», не поднимайте их воздухом. Если плечи и грудная клетка не поднялись, значит, глубокий вдох произведен за счет участия диафрагмы и межреберных мышц, которые раздвинули грудную клетку. За движением диафрагмы легко проследить, если положить руку на верхнюю часть живота: при вдохе она выдвинет руку.

Если внимательно проделаете упражнение несколько раз, то у вас должно создаться такое впечатление, что при спокойном и глубоком вдохе воздух идет как бы в голову и там задерживается на секунду (угадываете запах цветов). Это и есть тот момент остановки дыхания перед началом выдоха — момент, характерный для дыхания в процессе речи. Проделайте упражнение еще несколько раз. Не задерживайте дыхание дольше двух-трех секунд.

После того как ощутили работу диафрагмы и межреберных мышц при глубоком вдохе, а также момент остановки в дыхании перед началом речи, перенесите внимание на ровный, спокойный и длительный выдох.

Упражнение 4
«Свеча»

(Ровный, медленный выдох)

Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь сделать так, чтобы «пламя легло», и держите его в таком положении до конца выдоха. Теперь оторвите узкую полоску бумаги (шириной 2—3 см, длиной 7—10 см) и используйте ее, как свечу. Возьмите эту бумажку — «свечу» и дуйте на нее. Она отклоняется от вас — это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный — бумажка до конца выдоха находится в одном положении, отклонившись; выдох прерывистый — бумажка то поднимается, то опускается, то дрожит. Ощущаете небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц? Крепкий «поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха.

Упражнение 5

«Упрямая свеча»

(Интенсивный выдох)

Как ощутить движение мышц нижней части живота, которые тоже принимают участие в фонационном дыхании?

Вдохнули, на секунду задержали дыхание (готовитесь действовать), затем дуете на «свечу». Пламя положено. Захотели погасить его — усиливаете интенсивность выдоха. Сильнее! Еще сильнее! Чувствуете, как подтянулся низ живота? А свеча-то не погасла!..

Упражнение 6
«Погашу свечу!»

(Интенсивный прерывистый выдох)

Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдыхайте воздух «на свечу»: фу\ фу\ фу\ фу\ фу\.. Не гаснет! Еще интенсивнее и резче толчки выдоха! Погасла! Движение мышц живота ощущалось непременно.

В процессе фонационного дыхания принимают участие также мышцы бронхов, глотки, шеи, головы, спины, таза, икр ног... дышит весь человек. Однако работу всех мышц, принимающих участие в акте дыхания, невозможно проконтролировать. Действие же межреберных, нижнебрюшных мышц и диафрагмы хорошо поддается контролю. Через «управление» этими мышцами можно распоряжаться дыханием во время речи.

Для правильной работы дыхательного аппарата в речевой деятельности надо иметь натренированную дыхательную мускулатуру. С этой целью и делаются дыхательные упражнения. Эту же цель преследует дыхательная гимнастика: различные физические упражнения для развития, укрепления и тренировки органов дыхания. Она помогает повысить жизненную емкость легких, увеличить подвижность брюшных мышц, диафрагмы и грудной клетки, правильно и наиболее целесообразно дышать в самых различных условиях, длительное время работать с повышенной нагрузкой. Упражнения дыхательной гимнастики многообразны. В ее комплекс входят и только что приведенные упражнения на длительный, интенсивный, прерывистый выдох.

Проделайте еще ряд упражнений, в которых дыхание соединено с движением и со звуком. В них тренируется (наряду с дыхательными мышцами) координация движения и звучания, свобода фонационных путей, свобода мышц, не принимающих непосредственного участия в акте дыхания.

Упражнение 7
«Н азойливый комар»

(Продолжительный выдох)

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким, бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, сводите руки, чтобы ладони встретились.

Теперь соедините упражнение со звуком ззз-з.

По счету «раз» — руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком з-з медленно соединяйте руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами: з-з. Медленнее, медленнее! Ведь если комар почувствует движение воздуха из-за торопливого соединения рук, он улетит. Не спугните его! Поймайте!

Желание поймать, не спугнуть «комара» замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха. Образуется естественная «опора дыхания». И только когда «убили» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Упражнение 8 «Проколотый МЯЧ»

Встать в положение «тело на колок». Руки согнуты в локтях. Соединены перед грудью. При счете «раз» — сделать бесшумный вдох и в это время отвести локти назад так, чтобы лопатки на спине сошлись. Медленно через чуть приоткрытые вытянутые губы, как бы выдувая воздух, возвращайте руки в исходное положение: они сходятся на груди.

Соедините это упражнение со звуком с. Представьте, что у вас в руках на уровне груди большой резиновый литой мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышишь, как выходит воздух. Вдох—локти отходят назад. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилия, чтобы воздух выходил из него (ваших легких) подольше. Слышится ровный звук «сссссссс...». Руки сходятся медленномедленно: они ощущают небольшое сопротивление «мяча». И так же медленно выходит воздух на звуке с. Все ближе руки, все меньше воздуха в «мяче»... Наконец, ладони сошлись. И с этим движением «выбросился» в последнем активном с неиспользованный в звучании воздух. Проделайте несколько раз упражнение. Выполняйте его легко, без мышечного напряжения в руках, в звуке. С верой в то, что делаете.

Упражнение 9
«М я ч»

(Удлиненный прерывистый выдох)

Начинайте так же, как и в восьмом упражнении. Вдох. Локти отошли назад. В руках «мяч». Слегка нажимаете на «мяч» — слышится ровный тянущийся звук «сссс». А теперь перестаньте нажимать. Остановились руки — остановился звук (слишком маленькое отверстие от прокола в мяче, и воздух не выходит сам). Опять нажимаете (руки сходятся все ближе) — опять звук «ссссс...». Остановились руки— остановилось дыхание, пошли в движение руки — пошел выдох и звук... И так до конца. Учитесь выдыхать воздух порциями. Распоряжайтесь выдохом, подчиняйте его приказам воли.

Упражнение 10

«Н а с о с»

(Интенсивный выдох)

Работаете вдвоем. Один из вас «большой надувной мяч», другой «насосом» надувает этот «мяч». Вы «мяч». Стойте, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус «уронен» несколько вперед. Голова — тоже (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает «надувать мяч», сопровождая движение рук (они качают воздух, вспомните эти знакомые движения) звуком с. Подача воздуха на с активная, как и движения рук. С каждой подачей воздуха «мяч» надувается: услышав первый звук с, вы (мяч) вдыхаете порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго с выпрямилось туловище, слышится третье с — насоса, и у вас поднялась голова, при четвертом с руки даже несколько отошли от боков. «Мяч» надут. Товарищ перестает накачивать, выдергивает из «мяча» шланг насоса... И из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «пшшииишшш...». Тело вновь обмякло и вернулось в исходное положение.

Поменяйтесь с товарищем ролями и сделайте снова несколько раз упражнение. Выполняйте игру с детской верой в нее, с точностью движений. Это дает свободу мышцам, не участвующим в процессе дыхания, заставляет верно работать мышцы дыхательного аппарата.

В процессе дыхания принимают участие, как указывалось, и мышцы спины, ягодиц, пяток, икр ног... Действия их мало заметны и трудно управляемы, однако тренировать их возможно. Вот одно из упражнений.

Упражнение 11

«Подхалим»

(Поклоны прямой спиной)

Вдох. На выдохе медленно наклоняетесь вперед при совершенно прямой спине. Руки соединены за спиной. Чтобы сделать это движение естественным, оправдайте его.

Допустим, что вы мелкий чиновник из пьесы Островского. В минувшие времена они, чиновники, часто сгибались в почтительном поклоне перед своим начальством и к словам прибавляли звук с: «слушаю-с», «благодарю-с», «что у год но-с?»[1]

Вдохните. На выдохе произносите, например, слова: «что угодно-с?» И с тянущимся с все ниже и ниже сгибайте корпус, а глаза с «начальника» сводить нельзя. Еще ниже, ниже! Спина прямая. Почувствовали, как натянулись мышцы икр? Кончается запас,воздуха? Быстро выпрямиться,

одновременно вдохнув, и снова поклон!..

Упражнение 12

«Дровосек»

(Быстрый выдох)

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнув, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топора о полено). Опять выпрямляетесь, поднимая руки (вдохнув), и снова «удар» с восклицанием «раз!». Повторите упражнение три-четыре раза, чередуя выдох беззвучный (через рот) с выдохом на слове «раз».

Упражнение 13

«Усталость»

(Пружинящие наклоны вперед)

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки вместе с поднятием рук, вдохнуть. Бросьте свободное тело вниз с восклицанием ух! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух\ (Как бы пытаетесь выпрямиться, но нет сил, и расслабленное тело опускается все ниже и ниже). Упражнение тренирует брюшные мышцы, свободу тела и фонационных путей.

Упражнение 14

«Больно й»

(Свобода шейных мышц)

Вдох. На выдохе голова медленно, легко склоняется, как бы падая, вперед, затем на правую сторону, назад, налево, вперед; на вдохе поднимается, на выдохе снова склоняется вперед и медленно «перекатывается» направо, назад, налево, вперед. Шея не держит голову, она (шея) совер

 

шенно расслаблена. Свободные шея, плечи — непременное условие правильного звучания голоса. Чтобы проверить свободу звучания голоса, выдыхайте на звуках з, ж или н. Возникнет потребность взять воздух — поднимите голову, и опять все сначала.

Упражнение 15

«Слабость»

(Круговые движения корпуса)

Вдох. На выдохе корпус падает вперед, направо, назад, налево, вперед. Поднимаетесь — вдох. Делайте упражнение с озвученным дыханием на каком-либо из согласных; С, 3, ш, ж, ф, н, м.

Следите за тем, чтобы было полное раскрепощение: одновременно с движением корпуса перекатывается голова, руки свободны. Только ноги крепко держат корпус, не расслабляйте их. Упражнение тренирует боковые мышцы, мышцы живота, а также раскрепощает мышцы тела, шеи, гортани.

Подчеркиваем еще раз, что приведенные упражнения следует рассматривать лишь как подготовительный этап работы над фонационным дыханием. Дыхание в процессе речи — это более сложное явление, имеющее условно-рефлекторный характер. Оно должно подчиняться разнообразному течению, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и спокойными. Моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования бесконечно разнообразны.

Работа над речевым дыханием идет в непосредственной связи с работой над голосом, речью и всеми элементами выразительности звучащего слова. Поэтому с первых же занятий соединяйте тренировку дыхания с поисками верного звучания голоса.

 


[1] Приставка с — сократившееся слово «сударь» — придает речи оттенок вежливости или подобострастия.

Комментарии