Информаторий: Вокал в популярной музыке - часть 4. Форма аппарата

Вокал в популярной музыке - часть 4. Форма аппарата

Вокал в популярной музыке - часть 4. Форма аппаратаСравнение голосового аппарата с духовыми и струнными инструментами позволяет управлять некоторыми процессами, происходящими внутри аппарата по аналогии с вышеуказанными инструментами. Качество звучания инструмента зависит от его конструкции, формы, качества материала, из которого он сделан, а также от умения музыканта играть на нем.
В природе нет двух абсолютно одинаковых голосовых аппаратов. Это связано с индивидуальными особенностями каждого человека. В вокальной педагогике существует понятие формы аппарата. Под формой аппарата надо понимать расположение и форму отдельных частей аппарата относительно друг друга (положение и форма гортани, форма глотки, мягкого неба,
языка и т. д.), приводящих, при наличии правильного дыхания, к нужному звучанию. Ниже речь пойдет о форме аппарата, приводящей (по мнению автора) к эталонному звучанию в поп-музыке. Форма аппарата — гибкое понятие, учитывающее индивидуальные особенности каждого вокального аппарата, то есть природные данные. Несмотря на природную индивидуальность тембра каждого человека, на тембр голоса в значительной мере можно влиять. Для этого надо владеть процессом резонирования. Смешивая звучание головного и грудного резонаторов в определенных пропорциях, можно подобрать оптимальный вариант тембра для каждого вокалиста. Задача каждого вокалиста запомнить и закрепить приводящую к оптимальному звучанию форму аппарата. Однако такая индивидуальность в работе с формой аппарата должна рассматриваться в контексте закрепления эталонной формы, приводящей к эталонному звучанию.
Голосовой аппарат имеет два резонатора: грудной и головной. К грудному резонатору относятся подсвязочные полости голосового аппарата; полости легочных сумок, бронхов, трахеи и подсвязочная частьгортани. К грудному резонатору относятся также костный и мышечный каркас грудной клетки. Большое значение имеет грудинная кость.
К головному резонатору относятся: надсвязочные полости голосового аппарата; надсвязочная часть гортани, глотка, полость рта и другие полости, расположенные в черепной коробке
Во время пения звуковые колебания от голосовых связок распространяются вверх, в надсвязочные полости, и вниз, в подсвязочные полости, усиливаются в головном и грудном резонаторах. Непросто добиться полноценной работы резонаторов, этому надо долго и упорно учиться. Полноценного звучания голоса можно добиться, научившись управлять формой аппарата, опорой
звука и опорой дыхания. Владея перечисленными процессами, певец и добивается того самого звукового столба, о котором говорилось выше. Вопросы, связанные с воспитанием формы аппарата, опоры звука и дыхания, общие для всей вокальной педагогики, и входят в понятие „постановка голоса". Автор предлагает вариант постановки голоса в манере рассмотренного нами эталонного звука.
Начнем с положения гортани. О высоком и низком положениях гортани ведется давний спор в вокальной педагогике. Не вдаваясь в суть полемики, скажем, что опускание и поднятие гортани связаны с типом голоса и индивидуальным строением аппаратов певцов. Автор считает допустимым некоторое занижение положения гортани у певцов и певиц с низкими голосами и
завышение у певцов и певиц с высокими голосами. Некоторое завышение положения гортани применяется при пении верхних нот, но об этом более подробно будет сказано ниже.
Мы уже говорили о стремлении к тембральной однородности независимо от тесситуры, то есть при пении даже предельно низких и высоких нот певцы стремятся сохранить максимально обертоновый ряд, не допустить тембрального обеднения голоса. Это возможно
лишь при сохранении общей формы аппарата на протяжении всего диапазона голоса, то есть фиксированности формы аппарата, а следовательно, и фиксированности положения гортани. Удерживая гортань в нужном положении, нельзя допускать зажатости, напряженности мышц, обеспечивающих такое удержание. Положение гортани должно быть гибким и в то же время
уравновешенным. Добиться этого нелегко, требуются внимательность и большое трудолюбие.
Необходимо подчеркнуть фиксированность положения гортани и общей формы аппарата для всех гласных звуков. Такое сходство, одинаковость входят в само понятие ,,форма голосового аппарата".
К форме аппарата относится также величина образующейся во время пения между связками голосовой щели. Замечено, что от величины голосовой щели зависит качество СТОЛБА. Узкая голосовая щель препятствует возникновению полноценного столба по тембру, проникновению грудных частот в верхние резонаторные полости, делает звук малоподвижным в красочном оформлении.
Далее поговорим о форме глотки. Замечено, что объем глотки при качественном пении увеличен. Расширение глотки приводит к увеличению верхних резонаторных полостей, что придает звуку характерную гудящую окраску, делает его более объемным, насыщенным. С расширением нижней части глотки связано так называемое прикрытие голоса, особенно важное при пении переходных и верхних нот диапазона. От формы зева глотки во многом зависит близость
и ясность звучания голоса. Форма зева глотки зависит от формы мягкого неба и положения корня языка, его формы. Форма зева не должна приводить к запрокинутости звука.

Необходимо отметить, что главная причина запрокинутого затылочного звучания — опускание гортани ниже, чем того требует конкретный голосовой аппарат.
Несколько слов о положении языка. Частично о
работе языка нам уже известно — за счет языка формируется глотка в нижней части и зев глотки. Во рту язык должен занимать как можно меньше места, при этом полость рта должна напоминать форму рупора. Такая рупорность формы рта способствует усилению звучания. Правильная форма языка не должна приводить к напряженности, зажатости самого языка.
О форме мягкого неба. Форма мягкого неба должна способствовать выведению столба вперед на твердое небо, так называемому приближению звука. Мягкое небо имеет небную занавеску, отделяющую носоглотку от полости рта.
При пении гласных звуков необходимо следить, чтобы вход в носоглотку был закрыт. Пение гласных звуков с приоткрытым входом в носоглотку сопровождается характерным носовым призвуком, которого следует тщательно избегать. Недостаток звучания, связанный с носовым призвуком, широко распространен в нашем жанре, и основная причина тому —неумение владеть небной занавеской. Трудность владения вокальным аппаратом вообще и небной зана-
веской в частности объясняется малым количеством нервных окончаний (рецепторов) в тканях аппарата, в этом причина очень слабой ощущаемости того или иного органа, в частности небной занавески. Очень часто из-за такой неощущаемости многие начинающие певцы, закрывая вход в носоглотку небной занавеской, получают совершенно противоположный эффект, то есть небная занавеска все равно открывает вход в носоглотку. Самый простой способ запомнить ощущения, связанные с правильной работой небной занавески, — это прибегнуть к помощи зеркала и под-
светки. Нужно открыть рот и подсветить полость рта таким образом, чтобы в зеркале была видна небная занавеска. Зрительно контролируя ее работу, необходимо запомнить ощущения, связанные с этой работой. Упражнения с небной занавеской с зрительным контролем нужно проводить без звука и со звуком, пропевая по очереди все гласные. Контроль за отсутствием
носового призвука в пении должен быть постоянным на протяжении всего процесса постановки голоса.

 

 


[1] Грудинная кость имеет много полостей и расположена близко к трахее и бронхам.

Комментарии