Информаторий: Каковы движения гортани при образовании звуков. Существующие приемы подачи звука.

Каковы движения гортани при образовании звуков. Существующие приемы подачи звука.

Чрезвычайно значительным вопросом в работе голоса является положение гортани во время ее действия, а также в важном для певца и оратора моменте — умении правильно брать звук. Умение брать звук является одним из самых чувствительных и существенных элементов постановки голоса. Для достижения большою мастерства в этом деле необходимо тонкое и точное согласование между функцией слуха и голосового аппарата. Если, к примеру, певец желает взять звук до, то гортань поющего должна принять положение, соответствующее верному воспроизведению этого звука. Слух моментально контролирует, верно ли взят звук, и в том случае, если звук взят неправильно, гортань немедленно переходит в соответствующее положение. Скорость и быстрота, при которой голосовая щель переходит от дыхательного положения к положению звукоизвлечения, так же как степень и сила смыкания голосовых связок, оказывают большое влияние на голос в момент его зарождения. Совокупность всех этих явлений называется атакой звука.

Различают три вида такого рода атаки.

Первый вид — это твердая атака. Происходит она таким образом: в момент, предшествующий воспроизведению ввука, голосовые связки тесно смыкаются, герметически закрывая ‘гортань, препятствуя таким образом выдыханию. Связки находятся под сильным давлением воздуха, заключенного под ними. Для того, чтобы их разомкнуть, требуется сильный напор воздуха. Вся сила воздуха в это время используется только для воспроизведения звука. Такая атака называлась еще «удар голосовой щели», та же атака, но выраженная более сильно, называется «ударом гортани». Это отрицательно отражается на функции гортани. Иногда после применения такой атаки постепенно происходит чрезмерное смы- кание голосовых связок, порой принимающее почти судорожный характер.

Второй тип атаки — это мягкая атака звука. В отличие от твердой атаки она происходит не-перед воспроизведением звука, а в тот же самый момент, когда звук должен быть издан. Это наиболее приемлемая в повседневной работе профессионала голоса форма звукообразования, гарантирующая более длительное сохранение голосового аппарата.

Третий тип атаки—это так называемая придыхательная атака. В этом случае звукообразование совершается при не вполне завершившемся смыкании голосовых связок. Тогда сознательно дается возможность утечки: некоторой части выдыхаемого воздуха, не идущего на процесс звукообразования. У поющего или говорящего с такой формой звукообразования как бы слышится буква X около каждой произносимой им гласной.

Для того, чтобы более ясно себе уяснить, что представляют собой голосовые связки во время той или иной из описанных звуковых атак, следует посмотреть на губы человека, произносящего буквы П, В и Ф.

Смыкание губ при произнесении буквы П соответствует смыканию голосовых связок при твердой атаке, вид губ при произнесении буквы В соответствует картине голосовых связок при мягкой атаке и произнесение буквы Ф — как во время придыхательной атаки.

Физиологи и вокальные педагоги йе раз впадали в крайности в деле выбора наилучшей для звукообразования атаки. Целый ряд выдающихся педагогов считал, что самой лучшей, самой удобной для пения является твердая атака. Приводились примеры, для подтверждения своей правоты, со ссылкой на величайших мастеров пения, ставивших свой звук путем твердой атаки. Но так как предела увлечению нет, то твердая атака в результате превратилась в тоническое напряжение связок; что начало вызывать совершенно справедливые нарекания со стороны заинтересованных и пострадавших от этого певцов. Уклонились в обратную сторону.

Начали, как правило, пользоваться придыхательной атакой. Но и на этом не успокоились, так как вскоре поняли, что огромная и непроизводительная утечка воздуха плохо отзывается на качестве звука. Тогда оставили и придыхательную атаку, предпочтя обеим упомянутым атакам мягкую.

На том, что такая манера звукообразования является наилучшей, самой удобной и сохраняющей голосовые связки, сошлось большинство педагогов и физиологов. Через некоторое время выяснилось, что иные певческие моменты, особенно те, которые должны выразить драматические переживания, не могут хорошо получаться при такой форме атаки звука. Пришлось вновь обратиться к твердой атаке.

Ввиду того, что при различных из имеющихся регистров затрачиваются различные мышечные усилия на то или иное движение голооовых связок, нельзя насильственно навязать пользование одним и тем же видом звуковой атаки. Наиболее правильную позицию занимают те лица, которые рекомендуют пользоваться всеми видами звуковой атаки и применительно к каждому данному случаю и стремиться добиться лучшего звучания голоса. Некоторые вокалисты предлагают при грудном регистре применять твердую атаку звука, при смешанном — мягкую атаку, а при фальцете — придыхательную.

Насколько это применимо в жизни, каждый из педагогов и вокалистов может проверить на деле.

Каково же должно быть положение гортани при пении? И на этот важный вопрос имеется ряд взглядов и установок, часть из которых явно противоречит друг другу и нередко даже установившимся на этот счет понятиям.

Одно время полагали, что экскурсии гортани совершаются таким образом: при взятии высоких тонов гортань поднимается, а при взятии низких она опускается. Если проследить за рядом тонов, следующих один за другим, и движениями гортани во время взятия этих звуков, то .можно заметить, что при каждом повышении звука на один тон гортань поднимается на одну линию, а при повышении на полутон — на половину линии. При обратном пении гаммы не так наглядно, но все же происходит опускание гортани. При некотором усилии воли можно взять все эти звуки с неподвижно стоящей гортанью. Но надо отметить, что при взятии звуков с неподвижно стоящей гортанью последние часто теряют свою природную окраску и приобретают тот тип, который называется «горловым». Некоторые из певцов ставили во главу угла своего исполнения пение с неподвижно стоящей гортанью, этим самым насилуя природу и жестоко платясь после относительно недолгой профессиональной деятельности, так как такая манера звука, установленная сознательно и противоестественно, в корне подрывала и без того хрупкий аппарат гортани. В свое время звуку, получавшемуся от такого способа звукообразования, был дан термин: «прикрытый звук» или «затемненный звук».

Встречаются случаи, совершенно противоречащие законам физиологии, когда при высоких звуках гортань опускается, а при низких поднимается. Такие удивительные явления наблюдались неоднократно у певцов, пользовавшихся мировой известностью. На первый взгляд это кажется удивительным, но если вспомнить о безграничном разнообразии явлений в природе, о явлениях, носящих абсолютно парадоксальный характер, причем совершенно не причиняющих их обладателям никаких неудобств, то и такие явления станут понятными. Важно в этом вопросе лишь одно: не делать над собой тех экспериментов, которые вызвали бы легкую ранимость голосового аппарата. Одно дело—парадоксальное положение гортани при пении от природы, другое — от вредных заблуждений.

Бывают и такого рода движения гортани: она находится в неподвижном состоянии при постепенном повышении звука на расстоянии нескольких тонов, потом внезапно перемещается на то расстояние, которое она бы заняла и при постепенном перемещении ее кверху. Бывает, что, поднимаясь на одинаковое расстояние при каждом более высоком тоне, гортань, дойдя до определенного звука, сразу делает резкое движение вверх в несколько раз большее, чем при каждом тоне до него. В таких случаях есть основание предполагать наличие плохой школы у певцов.

Не раз поднимались в печати споры о том, какое же положение должна занимать гортань во время пения. Снова раздавались голоса за насильственное удержание гортани в низком положении, за придание ей высокого положения.

В своей книге «Об искусстве пения» Надолечный делает такие заключения по вопросу о том, как же должна вести себя гортань во время пения.

Обычно гортань следует закономерным движениям, если они только не ликвидированы школой у данного певца.

Экскурсии гортани у голосов непоставленных гораздо сильнее, чем у тех, кто прошел хорошую школу пения.

Перед тем, как воспроизвести звук, гортань устанавливается в определенном положении. Скорость этой установки различна. Она тем больше, чем звук выше и чем атака тверже.

Гортань возвращается в исходное положение значительно скорее, чем до этого она устанавливалась для воспроизведения звука.

Движения гортани находятся в значительной зависимости от воли певца. Но не в абсолютной степени. При быстрой смене нюансов от пиано до форте у опытных певцов гортань одним движением подается вниз и вперед.

При филированном звуке гортань движется тем более плавно, чем лучше у певца школа. У большинства вокалистов гортань поднимается вверх с высотой звука.

У некоторых мастеров звука бывают движения гортани обратного характера. Такое явление ставится в связь с манерой петь прикрытым звуком.

У некоторых высокой школы мастеров иногда бывает низкое положение гортани, часто совершенно не зависящее от их воли. Такое положение гортани предоставляет возможность беспрепятственно давать повышающуюся шкалу звуков, несмотря на неподвижность ее.

Замечено, что мастера звука делают гораздо меньше движений гортани при повышении звуков, наоборот, при понижении их эти движения гортани могут быть значительно более выражены.

Гораздо более заметны движения гортани при переходе от одного регистра к другому. Чем лучше школа певца, тем менее выражены эти движения гортани при переходе из регистра в регистр. Как бы умело ни прикрывал певец переход от одного регистра к другому, соответствующими фонетическими наблюдениями его всегда можно выявить.

Если суммировать все имеющиеся взгляды по вопросу о положении и установке гортани во время пения, то можно прийти к следующим положениям: естественная установка гортани—это повышение ее по мере повышения звука и опускание книзу по мере его понижения.

Гортань может быть произвольно удержана низко опущенной.

Гортань может совершать движения совершенно обратные тем, которые признаны естественными, то есть понижаться при повышении звука и повышаться при понижении его.

Комментарии