Информаторий: Роль резонаторов в звучании голоса. Cвязь между слухом и голосом.

Роль резонаторов в звучании голоса. Cвязь между слухом и голосом.

Полости резонанса, окружающие голосовой аппарат, можно разделить на две группы. Одна группа располагается под гортанью, другая — над нею. Эти резонаторные полости сложны и чувствительны. Одни из них имеют постоянный объем и усиливают одни и те же звуки. Другие, вследствие крайней подвижности своих стенок, которая дает им возможность изменяться в объеме в самых разнообразных формах, усиливают различные гармонические обертоны составных звуков, могущих быстро чередоваться в гортани.


Резонаторы различных типов и видов в силу неподвижности своих стенок могут усиливать только один какой-нибудь звук, между тем как резонаторы голосового аппарата, обладающие подвижностью, какими являются полости глотки и рта, способны последовательно усиливать самые различные звуки.
Если проследить за функциональной деятельностью всех резонаторов голосового аппарата в совокупности, то можно заметить, что они обладают свойством одновременно усиливать и основной звук, и входящие в его состав обертоны, а также оказывают влияние на окраску звука. Полости, лежащие под гортанью, как очень сильные резонаторы, усиливают звуки и влияют на тембр.
Влияние легких на усиление звука огромно. В то время, когда в гортани происходят звуковые колебания, легкие резонируют. Если приложить ухо или руку к груди или спине пою-' щего или говорящего человека, то легко заметить, что в грудной полости происходят сильные воздушные колебания. Звук голоса с силой в эту минуту раздается в груди. Физиологией это явление давно отмечено и носит название «грудного дрожания». Роль трахеи, как органа резонанса, менее очевидна. Доказывается это следующим опытом: если пускать воздушный ток через вырезанную и отпрепарированную человеческую гортань, с принадлежащей ей целой и не укороченной трахеей, то звук почти ничем не отличается от звука, производимого гортанью с почти совсем отсутствующей трахеей. Гортань поднимается при звуках более высоких и опускается при звуках более низких.
Гортань, поднимаясь, тянет за собой и трахею, которая в это время напрягается. Опускаясь, она ослабляется, что делает ее способной вибрировать со звуками различной высоты, соответствуя их колебаниям различной степенью напряжения своих стенок. Как на доказательство вибрационно-резонаторной способности трахеи, указывают на изменение тембра голоса при различных заболеваниях трахеи.
Не совсем ясна и понятна роль Морганьевых желудочков как органов резонанса. У человека Морганьевы желудочки, как резонирующий орган, играют небольшую роль. Имеется предположение, что желудочки эти усиливают самые высокие звуки человеческого голоса, а также, что они, являясь свободным пространством над истинными голосовыми связками, служат для предохранения последних от соприкосновения с соседними органами во время их колебания
Полость глотки, ее объем и очертания могут видоизменяться вследствие сокращения ее мышечных стенок, подъема и опускания гортани и вследствие движений языка. Гортань расположена у женщин значительно выше, чем у мужчин, связана с подъязычной костью при посредстве ряда мышц и связок, вследствие чего она находится в связи с движениями языка. Гортань опускается вниз во время открывания рта, сосания и зевоты, а также при низких звуках во время пения. При глотании гортань поднимается. При произнесении различных гласных самое низкое положение гортань занимает при произнесении звука У, затем она последовательно поднимается при гласных О, А, Е, И. Выяснено, что объем резонирующих полостей должен быть большим для звуков низких, чем для звуков высоких.
Если учесть то обстоятельство, что гортань поднимается при произнесении гласных Е, И, которые соответствуют более высоким звукам, чем О и У, при произнесении которых гортань опускается, то можно вывести заключение, что, поднимаясь при произнесении высоких звуков и опускаясь при низких, гортань этими движениями либо уменьшает, либо увеличивает, сообразно высоте звука, объем полости глотки, которая вместе с ротовой полостью составляет одну из важнейших резонаторных полостей.
Кроме указанных моментов, есть еще и другие, влияющие на факт уменьшения и увеличения полости глотки. Последняя окружена целой системой мышц, которые, сокращаясь, могут, соответственно издаваемым звукам, изменять быстро объем глотки в сторону приспособления для лучшего звучания каждого из произносимых звуков. Принято считать, что высокое положение гортани способствует образованию звуков «открытых». Низкое положение увеличивает силу и полноту звуков д благоприятствует происхождению звуков «закрытых». Светлый или ясный тембр голоса отвечает высокому стоянию гортани, а также такому положению стенок глотки, которое необходимо для усиления гласных: А, Е, И, соответствующих верхним гармоническим обертонам голоса.
Драматический оттенок голоса появляется тогда, когда гортань стоит низко, причем форма и объем полости глотки должны принять тот вид, который соответствует усилению гласных О, У, имеющих связь с нижними гармоническими обертонами.
Полость рта является самой совершенной из резонаторов вследствие крайней подвижности нижней челюсти, щек и губ и особенно языка. Полость рта может видоизменять свой объем чрезвычайно разнообразно. Благодаря этому свойству, дающему человеку возможность наряду с гласными произносить еще согласные звуки, полость рта является, при нормальном состоянии соответствующих мозговых центров, орудием членораздельной речи, составляющей преимущество человека перед всеми другими живыми существами, у которых ротовая полость служит лишь простым резонатором гортанного крика. Изменение объема полости рта имеет огромное влияние на образование гласных звуков. Если открыть рот и дать ему и губам то очертание, которое он обыкновенно принимает при произнесении буквы У и при полном молчании исследуемого, воздушным баллоном или мехом вызвать возле рта движение воздушного тока, то можно услышать, правда слабо, звук, весьма сходный с произносимой буквой У. Это происходит потому, что внешняя воздушная струя приведет в колебание частицы воздуха, находящиеся в ротовой полости, объем которой в данном случае соответствует усилению гласной У так же, как и в то время, когда звук этот произведен гортанью. То же самое получится, если придавать рту то положение, когда произносятся и другие гласные звуки. Приблизительно то же явление происходит, если говорить шопотом
Гласные звуки образуются вследствие колебания воздуха, находящегося в ротовой полости, но голосовые связки участия в этом не принимают
Согласные звуки, из котор ых состоит второй элемент членораздельной речи человека, не представляют собой музыкальных звуков, каковыми являются гласные, а являются лишь шумами, не имеющими самостоятельного значения.
Шумы эти являются следствием вибраций, происходящих в результате встречи выдыхаемой воздушной струи, уже пришедшей в колебательное состояние в гортани, с различными преградами, попадающимися на ее пути в верхних частях голосового аппарата. В зависимости от того, чем образуются эти преграды — губами ли, языком или нёбом,— согласные звуки получают соответствующее название: губных, язычно-зубных, нёбных и гортанных.
Полость носа с окружающими ее придаточными полостями, которые заключены в костях, как мы уже упоминали раньше, несомненно, тоже являются резонаторами. Но полость носа резонирует лишь тогда, если между нею и нижней частью глотки имеется сообщение. Объем этих полостей постоянен, если они находятся все время в нормальном состоянии. В таком случае они усиливают одни и те же звуки одним и тем же способом. , При производстве звуков, не имеющих носового оттенка, нёбная занавеска почти полностью прерывает сообщение между полостью рта и носа.
Это легко и просто можно доказать, поставив перед носом исследуемого зеркало. Если произносятся носовые звуки вроде: ан, он, эн или просто М или Н,— зеркало тускнеет. В других случаях оно остается чистым.
Во время насморка, когда слизистая носа и раковин набухает и носовое дыхание затруднено, голор приобретает носовой оттенок. Это происходит еще оттого, что острый катарральный процесс, спускаясь из носа через хоаны на нёбную занавеску, вовлекает в заболевание и ее слизистую оболочку. Нёбная занавеска припухает, не может уже надлежащим образом сокращаться, вследствие чего в носовую полость начинает при разговоре проникать то или иное количество воздуха. Если имеется стойкое заболевание нёбной занавески в виде ее паралича или дефекта, голос приобретает постоянный гнусавый характер, так как полость глотки в таких случаях имеет постоянное и свободное сообщение с носом.

Здесь приводится ряд рисунков, иллюстрирующих наглядно работу нёбной занавески при воспроизведении различных музыкальных звуков (рис. 22).
Но все же полного отъединения полости глотки от полости носа во время пения и речи не происходит. Обычно остается очень узкая щель, которая пропускает столько воздуха, сколько необходимо для лучшего звучания голоса. Выяснено, что по мере восхождения звуков обыкновенной гаммы нёбная занавеска постепенно поднимается
Свод, образуемый ее задними дугами, становится все выше и уже, а маленький язычок уменьшается, почти до полного сглаживания своей формы.
Некоторые из музыкальных инструментов построены по типу гортани. Часто приходится слышать сравнение голоса с флейтой. Это совсем неверно. Во флейте звук возникает вследствие колебаний воздушного тока, вдуваемого музыкантом в отверстие, предназначенное для этой цели, края которого представляют сопротивление воздушным волнам, но сами остаются неподвижными
Голосовые же связки все время находятся в движении (фибриллярные сокращения мышечных волокон в самой голосовой связке), даже когда человек молчит. Во время же воспроизведения звуков их вибрация усиливается в большой степени. Это видно при обычной ларингоскопии, а при помощи стробоскопа видны все движения голосовых связок в любом их состоянии. Во флейте, чем длиннее воздушный столб, тем ниже звук, чем он короче, тем звук выше. В гортани же наоборот: высота звука зависит от толщины, длины и силы напряжения голосовых связок, от формы и степени сужения голосовой щели и от силы давления на них струи выдыхаемого воздуха. У человека, чтобы резона торные полости были в состоянии влиять на изменение высоты звука, их размеры должны были бы тоже подвергаться различным изменениям в значительно больших масштабах, чем зто в действительности происходит. Инструменты, имеющие родственное сходство с принципом гортанного звукообразования,— это так называемые язычковые инструменты. Их сходство состоит в том, что они имеют тождественное происхождение звука. Как в гортани, так и в язычковых инструментах звук происходит вследствие давления воздушного тока, в nep w вом случае на голосовые связки, а во втором случае на язычок. Те и другие, сопротивляясь воздушному току, приходят в- колебательное движение. Как язычок, так и голосовые связки, будучи выведены из своего обычного положения, стремятся вновь вернуться к нему.

Роль резонаторов в звучании голоса

Роль резонаторов в звучании голоса
Вследствие этого стремления воздушный ток, проходящий мимо или между ними, периодически разбивается. В звук, который производит гортань, входят следующие два момента: во-первых, колебания голосовых связок, вызываемые давлением вы- £ дыхаемой воздушной струи, и, > во-вторых, колебания самого ! воздуха, проходящего через 7 гортань, который разбивается на ряд волн, быстро следующих одна за другой, вследствие , толчков, передающихся им ко- ( лебательными движениями го- 1 лосовых связок, при каждом тоне имеющих определенное число колебаний в секунду. Таковое обстоятельство делает очевидным тот факт, что звук, производимый гортанью, происхо- v дит от совокупного действия голосовых связок и воздушного проходящего мимо них гортани и органной трубы. (рис. 23). В язычковых инструментах (труба органа, кларнет, гобой, фагот) положение язычка, степень его сопротивления, форма и размеры отверстия, соответствующего ему, представляют величину постоянную. Высота звука измеряется и зависит от размера длины надставной трубки, являющейся резонирующей полостью для вибрирующего механизма и заставляющей язычок колебаться с большей или меньшей быстротой
Голосовые связки, с которых взята идея язычка духовых язычковых инструментов, в каждом данном случае, имеют ему лишь присущий характер. Толщина, степень натяжения, плотность голосовых связок, форма и размеры голосовой щели различны и непрестанно изменяются. Вот именно эти-то данные, при известной силе выдыхаемого воздуха, и обусловливают высоту звука
Те трубки, которые находятся над гортанью и под нею, служат для увеличения силы звука, усиливая основной тон и придавая ему известный тембр, усиливают также те или дру гие его гармонические обертоны. О том, что голосовые связки в деле воспроизведения звука являются главным органом, с наглядной простотой доказывают опыты с изолированной гортанью
Роль резонаторов в звучании голоса

Впервые в 1741 году произведен был опыт с гортанью, вырезанной у собаки. Из нее извлекли звуки, предварительно сблизив между собой голосовые связки и вдувая затем воздух в трахею. В дальнейшем эти опыты были продолжены над изолированными гортанями различных животных
Было доказано, что звук может произойти лишь в том случае, если голосовые связки сближены между собой и находятся в состоянии натяжения. Звук происходит в месте сближения голосовых связок, находящихся в таком состоянии. Если ниже голосовых связок сделать в трахее отверстие, то воздух, вдуваемый в трахею ниже этого отверстия, выйдет наружу, не произведя никакого звука
Но стоит только закрыть отверстие, как звук появится вновь.
Если же сделать отверстие выше голосовых связок, при условии их полной сохранности, то струя воздуха, проходящая мимо неповрежденных голосовых связок и вызвавшая их колебания, даст начало звуку. На рисунке 24 показан прибор, служащий для доказательства описанного положения. Гортань и трахея прикреплены на этом аппарате при помощи подставки, удерживающей в полной неподвижности перстневидный хрящ. Черпаловидные хрящи сближаются между собой, будучи прошиты ниткой. Чтобы вызвать сближение голосовых связок, к выступающему углу щитовидного хряща прикрепляется нитка, проходящая через блок и имеющая на одном конце груз. Так как черпаловидные хрящи укреплены неподвижно, то щитовидный хрящ увлекается вперед тяжестью груза
Этим своим движением он натягивает и голосовые связки. Чем тяжелее груз, тем сильнее напрягаются голосовые связки и тем выше бывают звуки. Если увеличить воздушное давление, то этим самым повысятся и звуки
Эти опыты были модифицированы различными физиологами, и заключение, к которому они все пришли, осталось Рис. 24. Прибор, наглядно объяс-' няющий действие голосового аппарата
На месте одной из флейт укреплена вырезанная у животного гортань и трахея. Под столбиком видны меха.
Но все же эти убедительные и эффектные опыты, так наглядно доказывающие истину, несколько расходятся с тем, что мы видим на живой гортани. Тот принцип, что связки играют главную роль при звукообразовании, остается во всех случаях действительным, но механизм действия несколько различен в живом и мертвом органе.
Несовпадение механизма действия в том и другом случае будет следующим: в опытах видно, что подъем звуков совпадает с удлинением, сопровождаемым натяжением голосовых связок, которое вызывается оттягиванием вперед щитовидного хряща под действием тяжести
Во время образования звука в живой гортани происходят нечто другое
Степень высоты звука зависит не от удлинения, а от сокращения голосовых связок, а также в живой гортани самым существенным двигателем звукообразования является щито-черпаловидная мышца, а не перстневидная, как может показаться на описанном только что опыте. Эти данные проверены на живой гортани животных путем выключения тех или иных ее частей посредством перерезания соответствующих мышц и нервов
  Необходимо остановиться здесь на том взаимоотношении, которое существует между слуховым и голосовым аппаратами, функции которых имеют теснейшую связь. Тонкое развитие слуха так же необходимо певцу, как и специальное музыкальное образование.
Глухонемые люди только потому лишены дара речи, что, будучи от рождения глухими, они никогда не имели возможности слышать речь других людей, а потому не могли подражать говорящим так же, как они не могли знать ничего о тех звуках, которые может производить их гортань. Если ребенок теряет слух в раннем детстве, даже тогда, когда он уже умеет говорить, то через некоторое время он теряет представление о тех звуковых впечатлениях, которые им были усвоены до этого времени, и он разучивается говорить. Речи учатся путем прямого подражания, желание которого возникает у детей на почве соответствующего слухового раздражения. Таков же процесс обучения пению. Рядом упражнений достигают возможности воспроизведения какого-нибудь звука, который стремятся воспроизвести. Когда же человек уже умеет петь и желает спеть какой-либо мотив, то он мысленно слышит и создает в своем представлении известный звук, и, прежде чем его произвести гортанью, он стремится с большой быстротой и точностью придать гортани то именно расположение, которое она должна принять для создания данного звука. С течением времени, и довольно длительного, в этом сложном процессе появляются черты некоторого автоматизма. Все это в одинаковой степени относится к любому профессионалу голоса.
Нередко бывает, что, несмотря на чрезвычайную тонкость и чувствительность слухового' аппарата, способного улавливать даже очень тихие и слабые звуки, ухо не в состоянии определить высоту 1 звуков, потому что обладатель его «не музыкален». Человек, обладающий тонким музыкальным слухом, может различать звуки, отличающиеся друг от друга чрезвычайно ничтожным количеством колебаний. Ухо же, лишенное музыкальности, не может различать звуков, даже отстоящих один от другого на несколько тонов. Путем занятий, методических упражнений можно развить некоторый музыкальный слух и относительно правильную, не фальшивую передачу вокальных произведений.
Пение, как процесс психо-физический, тесно связан с.центральной нервной системой и высшей нервной деятельностью. К этому вопросу имеет прямое отношение учение И. П. Павлова об условных рефлексах.
В певческом, актерском, ораторском деле огромное значение имеет окружение, в которое попадает данное лицо при занятии своей профессией. Публика, действуя на певца, может оказать положительное или отрицательное влияние как внепи ний раздражитель при проявлении целой серии условно-рефлекторной реакции при пении.
Первая особенность условного рефлекса состоит в том, что он может быть создан по желанию, но может и исчезнуть. Основным условием, чтобы условный рефлекс возник, необходимо, чтобы действующий внешний агент совпал по времени с безусловным раздражением. Условный рефлекс академик Павлов определяет как временною связь организма с внешним миром
Явления, наблюдаемые при условных рефлексах, могут всецело подойти под понятия замыкания и размыкания. Подобно тому, как города и дома соединяются между собой телефонами, в основе деятельности которых также лежат замыкание и размыкание, точно так же живой организм соединяется с внешним миром временными связями, которые могут быть то замкнуты, то разомкнуты.
Если вдуматься в то, насколько широко распространены условные рефлексы, станет понятным, что жизнь каждого организма переполнена условными рефлексами. Вся высшая нервная деятельность представляет собой комплекс условных рефлексов в различном взаимодействии их появления и исчезания.
Условные рефлексы могут быть.названы условными потому, что они постоянно колеблются от разных условий. Если несколько раз повторять условное раздражение без постоянного раздражителя, то результат от условного раздражения будет ослабевать до полного исчезновения условного рефлекса. Этот процесс называется угасанием рефлекса. Это явление основано на торможении условного рефлекса. Постороннее раздражение во время действия условного рефлекса также тормозит рефлекс. Это торможение часто может испытывать на себе артист-певец, когда он находится на сцене, когда помехой его профессиональной деятельности может послужить какое- нибудь внешнее, необычное раздражение.
Поясним это примером: певец выходит на эстраду; он вполне настроен на исполнение музыкальной вещи, которую он хочет сегодня исполнить перед публикой. Он готовится начать исполнение.
В это время где-то в зале раздается шум, возглас, иногда обидный для исполнителя. Происходит быстрое торможение условного рефлекса, и необходимо некоторое §ремя, чтобы произошло растормаживание и обычное поведение артиста.
Рядом с явлением временной связи в сложной нервной деятельности организма необходимо отметить еще одно явление, а именно: явление анализа внешних раздражений. Если организм должен постоянно ориентироваться и приспособляться ко всем условиям, то ясно, что он должен хорошо разбираться в элементах внешнего мира и, умея дифференцировать их, он умеет и анализировать эти элементы. Мы постоянно это делаем. Мы нашими глазами, ушами и прочими органами чувств разлагаем мир на отдельные категории раздражителей — на категории зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Каждая из этих категорий воспринимается особым аппаратом. В свою очередь каждый из этих аппаратов анализирует массу сходных раздражителей и отличает их друг от друга. Пока этот механизм условных рефлексов и механизм анализа так огромен по своему значению, что является и явится на долгие годы предметом тщательного изучения.
Эти взгляды великого ученого могут многое объяснить в тех вопросах, которые подтверждают психо-физический субстрат пения.

Комментарии