Информаторий: Свободное звучание

Свободное звучание

Быть в голосе какое блаженство для... драматического артиста! Чувствовать, чпю можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, ч по он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества!..

К. С. Станиславский

«Быть в голосе» — это значит добиться верного его звучания: легкого, без напряжения фонационных путей, когда человек свободно может переходить из одного регистра в другой, владеть силой, гибкостью голоса, изменятьтемпо- ритм речи, передавая тончайшие движения внутренней жизни.

Верное звучание голоса достигается путем каждодневной, упорной, кропотливой голосовой тренировки в течение всей творческой жизни. Работать над голосом — это значит:

освоить навык фонационного дыхания; снять мышечное напряжение с фонационных путей; найти и закрепить «центр» речевого голоса, свойственный той или иной индивидуальности; выработать звонкость голоса; добиться собранности звука;

осознать, ощутить работу резонаторов, научиться правильно ими пользоваться, то есть автоматически, легко и привычно переходить из регистра в регистр;

выработать ровность, устойчивость звука (при любой силе и высоте голос должен звучать одинаково, не терять своего качества);

овладеть темпо-ритмом речи; добиться выразительной кантиленности звука; приобрести (в результате искусного владения дыханием, регистрами, силой звука, темпо-ритмом речи) гибкость голоса и выносливость его.

Основная цель первых упражнений — найти легкое, без напряжения звучание, удобную середину (центр) своего голоса — тональность естественной разговорной речи.

Упражнение 16

Сядьте на стул не очень глубоко, сохраняя положение «тело на колок», то есть не откидывайтесь на спинку стула, держите привычно спину в прямом положении. Это помогает правильной работе дыхательного аппарата.

Вообразите, что у вас болит горло или голова. Негромко стоните с целью «успокоить боль, отвлечься от нее». Не кряхтите! При кряхтении звук не тянущийся, а глухой, короткий, связки напряжены. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Плечи опущены. Шея настолько свободна, что голова слегка наклонилась вниз или в сторону. Медленно, проверяя свободу мышц, двигайте головой вниз, влево, вправо... Продолжайте в то же время стонать. Не занижайте звук! Стон свободный, на средней (или несколько выше средней) ноте, свойственной вашей разговорной речи. Рот закрыт, но губы сомкнуты не плотно (как при произнесении согласного м), а лишь слегка соединены. Звук протяжный, без напряжения. Несколько похож на мычание. Это тихий стон. Не «показывайте», что вам больно, а «успокойте боль». Если добьетесь точности выполнения этого упражнения, то ощутите свободное звукотечение, так как стон — это такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани.

Проделайте несколько раз упражнение. Соединяйте его с упражнениями дыхательной гимнастики. Ищите свободу звучания вместе со свободой движения тела. Нащупывайте естественную, самую удобную для вашего стона тональность.

Упражнение «стон» — отправной пункт в работе над голосом. Добейтесь точного выполнения его.

Упражнение 17

«Канюченье»

По-прежнему больны — стонете. Хочется позвать маму, хотя знаете, что ее нет дома. Продолжая стонать, медленно, без напряжения опускаете слегка нижнюю челюсть. «Мма...» — и сейчас же закрываете рот, продолжая стонать:

Ммаммаммамм...

Гласная а произносится мягко, без толчков, мышцы нижней челюсти и губ свободные. Выдох ровный, не ослабевающий в момент открытия рта на гласной а. Проделайте несколько раз это упражнение. Главное — мышечная свобода. Работает только дыхательный аппарат.

Продолжая стонать на м, слитно, как одно слово, произнесите фразу: «Мам, меду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на м — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные м, н удваиваются: ммаммед- уннамм...

Сонорные — это наиболее звучные согласные м, н, л, р. Постоните, поканючьте еще:

Мам, мам, мам, мам,

Молока бы нам!

Мама. Не канючь — не дам!

Опять. Мам, мам, мам, мам.

Молока бы нам!

Мама. Не канючь — не дам!

Опять. Мам, мам, мам, мам,

Молока бы нам!

Мама. Доканючил! Дам!

Канючьте слитно, монотонно, негромко. Не тревожьте «больное горло». Рот открывается свободно, но не широко при звучании гласных. Все внимание — на сонорные согласные М, н, л.

Сонорные согласные усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Поэтому полезно тренироваться в произнесении ряда сочетаний сонорных согласных с гласными: а, о, у, 9, и, ы.

Во время стона произносите:

а)    ммаммоммуммэммиммьшм;

б)    ннанноннуннэннвиньяш;

в)    ллаллоллуллэллвллб!лл;

г)    лляллёлл/оллеллвлль;

д)    ммноммноммнуммнэммнюммнымм;'

е)    ммнамнймммномномммнумнумммнэмнамммнамннм ... И другие сочетания. Так же внимание — на сонорные согласные — на «стон», а гласные звучат пока без четкой артикуляции и очень коротко. Не увлекайтесь точным положением органов речи при произнесении каждого из гласных. В начале работы над звуком это может вызвать излишнее напряжение голосового аппарата.

Достигнув свободы звучания, можно постепенно переходить сначала к повышению, а потом к понижению голоса на каждой строчке. Но не более как на два-три тона вверх и вниз от средней — разговорной — ноты, непременно сохраняя свободу фонационных путей.

Оправдайте повышение и понижение голоса. Например, надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то понижать слегка тон голоса и увлеклись услышанным разнообразием звучания. Стонете в разных тональностях.

Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи. Поэтому полунапевный способ произнесения слов («стон») чередуйте с речевым.

Комментарии