Информаторий: Учение о регистрах

Учение о регистрах

Название регистр происходит от органа, в котором для того, чтобы получить ряд новых звуков, надо было особым образом переместить механизм при помощи специального жезла, имевшего Не все считают, что регистры существуют в человеческом голосе.

Но большинство исследователей склоняется к той мысли, что регистры имеются. Объем человеческого голоса имеет в себе целый ряд совершенно не однородных по своему характеру звуков.

Вокалист, сглаживая неизбежный переход от звуков одного характера к звукам другого характера, добивается, чтобы этот переход был незаметен и не раздражал слух. Этим подтверждается существование Каждый регистр имеет свое протяжение, свой, так сказать, диапазон и свою границу, которая его отделяет от другого регистра.

Принято считать, что имеются два главных, но различных друг от друга способа звукоизвлечения у человека. Это - грудной регистр и головной регистр или, иначе, фальцет. При грудном регистре голосовая щель полностью замыкается, голосовые связки вибрируют по всему своему протяжению, целиком используется грудной резонанс, гортань занимает низкое положение. Звук очень богат При головном регистре голосовая щель замыкается неполно, вибрируют лишь свободные края голосовых связок, усиливается головной резонанс, гортань стоит выше, чем при грудном регистре, количество потребляемого воздуха меньше, чем при грудном регистре, звук гораздо беднее обертонами.

Если считать, что у человека имеется лишь два регистра, то у мужских голосов грудной регистр занимает две трети диапазона, а головной - одну треть. У женщин имеется явление обратного порядка. Треть их диапазона занимает грудной регистр, а две трети - головной. Так полагали, и то не все, что человеческий голос имеет два регистра. Такое мнение продолжалось до введения в практику современных методов исследования гортани с применением ларингоскопии, стробоскопии и других физических инструментов. Из одного регистра в другой при пении голос не должен переходить грубо, рывками. Этот переход должен совершаться плавно и не резко.

Если данные ларингоскопического и стробоскопического исследования во время пения показывают, что при грудном регистре происходит полное смыкание голосовых связок, а при фальцете они смыкаются неполностью, то при том регистре, который служит переходным от грудного к фальцету, связки занимают серединное положение. Способ их и картина смыкания не такая, как при грудном регистре, они не так плотно сомкнуты и вместе с тем образуют меньшую щель, чем при фальцете.

Стробоскоп показывает, что если при грудном регистре голосовые связки вибрируют полностью, а при фальцете только их свободные края, то при переходном или, иначе, смешанном регистре связки колеблются не полностью, причем колебание связок происходит не только по краям, а захватывает гораздо больше - всю Вследствие такого наблюдения и выявления третьего регистра можно считать, что имеется три регистра: грудной, смешанный и фальцет. Смешанный регистр как у мужских, так и у женских голосов имеет в своем объеме октаву.

У басов от С до с у баритонов и теноров от е до е1 у женских голосов от е 1 до е2 .

Ниже этих границ начинается грудной регистр с 4-6 тонами, выше - головной. Причем последний у мужских низких голосов может совершенно отсутствовать, а у тенора он может простираться на 3-5 тонов, у контральто и меццо-сопрано тоже на 3-5 тонов, у высокого сопрано на 5-6 тонов, у колоратурного сопрано он простирается иногда до 8-ми тонов.

В настоящее время мужские голоса пользуются лишь двумя регистрами - грудным и смешанным, изредка только прибегая к Женские голоса, особенно высокие, пользуются тремя У восточных народов пользование фальцетом при пении чрезвычайно распространено. При правильной постановке голоса, в целях лучшего его использования и звучания, необходимо владеть фальцетом, который зачастую дает теплоту и легкость звука, так же свободно, как и остальными регистрами.

Комментарии