Информаторий: Вокал в популярной музыке - часть 1.

Вокал в популярной музыке - часть 1.

Предлагаемая публикация посвящена проблемам эстрадного пения, но не во всем стилевом объеме такого обширного понятия, как эстрадное пение, а лишь пению в стилях поп-музыки (джаз, рок, диско и тд.), а также пению эстрадных песен, близких в стилевом отношении к поп-музыке.

Объем публикации ограничен, поэтому в ней автор дает минимум информа­ции, который позволит читателю ознакомиться с азами пения в современных сти­лях.

Так как пособие предназначено для обучения и самообучения музыкально - исполнительским навыкам пения в современных стилях, один из разделов данного пособия посвящен постановке голоса в соответствующей манере звукоизвлечения.

Каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т.д, соответ­ствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске (для дан­ной вокальной культуры) звук. Манера звукоизвлечения позволяет наиболее пол­но отобразить художественные особенности стиля, она возникает на основе более ранней вокальной культуры и совершенствуется вместе со стилем, являясь его характерной особенностью.

Нетрудно представить нелепость исполнения классической оперной партии в манере звукоизвлечения, используемой, скажем, Уральским народным хором, или исполнение песенки „Черный кот" Ю.Саульского в манере такого выдающегося мастера-вокалиста, как Козловский... Постановка голоса — один из важнейших компонентов в воспитании певца Процесс постановки голоса длителен, даже при работе непосредственно с преподавателем. Научиться нужному звукоизвлечению, используя данное пособие, смогут далеко не все. Задача данного пособия — дать направление в осмыслении работы над голосом. Пользуясь предлагаемыми разъяс­нениями и рекомендациями и развивая вокальный слух[1], желающий может начать работу над голосом. Пособие снабжено кассетой с записью упражнений. В специаль­ной главе автор объясняет способ работы с кассетой. Желательно занятия с голосом

 

записывать на магнитофонную кассету и тщательно анализировать каждый запи­санный звук. Дело в том, что ощущения от мышечной и резонаторной работы во­кального аппарата очень индивидуальны, и часто начинающие вокалисты, опираясь на эти ощущения, делают неправильные выводы, что приводит к закреплению со­вершенно неприемлемых навыков в пении, поэтому — контроль и еще раз кон­троль!

Очень важный способ контроля за голосом — это работа с записями выдаю­щихся мастеров жанра. Но многие начинающие вокалисты, копируя исполнение из­вестных певцов, пытаются любым способом копировать тембр голоса. Этого делать не нужно. Надо обращать внимание на то, как, каким образом певец достигает того или иного звучания. Старайтесь понять и запомнить мышечную работу голосового аппарата, его „форму", постарайтесь почувствовать и понять дыхательную работу, обеспечивающую нужное звучание. Обращайте внимание на пение разными приема­ми, на общую манеру пения, то есть на музыкальный язык жанра.

Еще один способ контроля — это показать результаты своей, пусть даже не­значительной работы авторитетному музыканту, хорошо разбирающемуся в осо­бенностях жанра. Не следует обращаться за советом к музыкантам, не являющим­ся профессионалами данного жанра.

Если через некоторое время регулярной работы над голосом вы почувствуе­те, что „приобрели" дефект в звучании (зажатость глотки, гортани, носовой приз­вук и т. д.), необходимо прекратить занятия над „дефективным"звуком до той по­ры, пока в занятиях с другими звуками не добьетесь определенного успеха (более подробно ниже). Если же занятия по предлагаемой системе ничего, кроме дефек­тов в звучании, не принесут, следует прекратить занятия.

Помните, что за год неверной, неправильной работы над голосом можно серьезно повредить своему голосовому аппарату, что плохо скажется на качестве звучания и на физическом состоянии аппарата, то есть на его здоровье.

Работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна вестись одновременно по трем направлениям:

  1. Главная работа музыканта в развитии профессионального мастерства ~ это работа над совершенствованием музыкально-образной сферы конкретного музы­канта. Необходимо постоянно улучшать, „утончать " способность отображать мир музыкой, находить новые, более выразительные средства и краски.
  2. Работа над постановкой голоса. Каким бы тонким знатоком и ценителем музыки Ни был человек, его музыкальное мироощущение никогда не дойдет до по­нимания слушателей, если он не владеет средствами музыкального выражения — в данном случае голосовым аппаратом, способным искусно, ярко и убедительно передать музыкальные образы и ощущения. Совершенствование техники владения аппаратом (голосом) — вторая, важнейшая задача музы канта-вокал иста.
  3. Третье из основных направлений музыкантской работы — работа над сти­лем. Изложение материала пособия автор начинает с работы над стилем, так как считает ее искусственно выделенной (в условиях нашего жанра) частью музыкаль- ио-обратой с форы.

Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру пения, а следовательно, звукоизвлечения.

Комментарии