Информаторий: Вокал в популярной музыке - часть 2. ВОПРОСЫ СТИЛЯ

Вокал в популярной музыке - часть 2. ВОПРОСЫ СТИЛЯ

Африканская народная музыка, элементы которой афроамериканцы внесли в джаз, в основе своей полиритмична. Суть африканской полиритмии в совмещении 2-дольного и 3-дольного размеров.

Еще одна ритмическая традиция джаза, которая развивалась и характерна для рок-музыки, заключается в том, что ритмическая структура мелодии редко совпадает с граунд-битом (основной ритмической пульсацией) , но при этом граунд-бит ярко чувствуется, даже если не подчеркивается ударными инструментами, то есть мелодическое изложение полиритмично по отношению к граунд-биту.

Вообще о ритме, о чувстве ритма хочется сказать особо.

К сожалению, многие наши известные музыканты  "страдают" недостатком ритмической культуры. У нас в стране много виртуозных музыкантов, интересных импровизаторов и т. п., однако из-за слабо развитого ощущения времени (заданной ритмической пульсации) в их игре часто встречаются произвольные ускорения и замедления ритма, что придает исполнению ощущение сумбурности, скованности, создает ощущение дискомфортности у слушателя. При недостаточной ритмической культуре "драйв" явление, скорее, случайное.

Во время „джем-сейшена", организованного в Москве в Союзе композиторов в честь приезда к нам в страну всемирно известных джазового пианиста Чика Кориа и вибрафониста Гарри Бертона, слушателям так и не удалось насладиться игрой Чика Кора на фортепиано, так как он на протяжении почти всего „сейшена" играл... на барабанах. Да, на барабанах, так как среди присутствующих наших барабанщиков не нашлось такого, который смог бы просто задать ритмическую пульсацию игре ансамбля, без которой невозможно качественное звучание в джазе.

Функция ритма в поп-музыке сводится к тому, чтобы настроить исполнителей и слушателей на определенную пульсацию во времени, а уже в этом заданном времени происходит музыкальный рассказ. Любое ускорение или замедление темпа приводит к прорыву в другое параллельно существующее время.

Функцию ритма в джазе и роке иногда сравнивают с динамической медитацией. Одна из негритянских традиций — это длительное риффовое повторение в начале произведения и в середине его. (Рифф - это многократно повторяющийся мелодический и ритмический рисунок.) Таким образом происходит настрой на определенное „время". Часто таким образом выдающиеся исполнители доводят публику до состояния экстаза.

О ритме написано и сказано уже достаточно много. Так, например, индусы считают ритм главным музыкальным компонентом. В этой связи они указывают на ритмичность биения сердца человека, вращения планет, на ритм смены дня и ночи, на ритмичность всех космических и природных циклов и т.д.

Но вернемся к обучению вокалистов. В нашем жанре вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация, граунд-бит в строго определенном „времени", поэтому певцу необходимо работать над совершенствованием своего ритмическою чувства.

Занимаясь „временем" необходимо:

  1. Выработать прочное и свободное ощущение времени. При этом нужно в любой музыкальной ситуации внутренне ощущать мельчайшие пульсации конкретного „времени", то есть в зависимости от темпа надо ощущать пульсацию „восьмыми" или „шестнадцатыми", и эта пульсация должна быть идеальна.
  1. Необходимо научиться четко владеть внутритактовым временным пространством, независимо от длительности звучащей ноты, надо ощущать время чередования долей такта, четко ощущать, где, на какой доле вы прервали пение и т.д., „не терять время". Также свободно надо ориентироваться внутри доли (в более мелкой пульсации).
  2. У времени может быть много пульсаций: от длительности - к длительности; от начала такта - к началу следующего; от начала пары тактов - к началу следующей пары; от начала четырехтактового построения - к следующему четырехтакту и т.д. Необходимо учиться ощущать перечисленные и другие ритмические пульсации, такое чувство имеет прямое отношение к чувству формы музыкальных построений.

Ниже приведены ритмические упражнения, с которых автор предлагает начать совершенствование вашего чувства ритма. Все предложенные в этой части пособия упражнения надо хлопать в ладоши, при этом пятками ног, не отрывая носков ступни от пола, отстукивать четвертые доли такта, сначала поочередно, а затем — одновременно пятками обеих ног. (Впоследствии можно отсчитывать ногами четверти любым способом.) Следите за свободой исполнения ритмических рисунков и за пластикой движения рук и ног. Руки и ноги должны быть свободны. По мере приобретения легкости в исполнении ритмических рисунков старайтесь придать вашим движениям танцевальность, а если вам удастся совместить упражнения с танцем, это лучший способ развития чувства ритма.

Ритмические упражнения желательно начать под метроном, в дальнейшем, в зависимости от подготовленности, лучше отказаться от метронома, но время от времени проверяйте себя метрономом.

Каждое из упражнений следует выполнять подольше, добиваясь ровности и легкости исполнения, добиваясь „драйва", „джампа" и „свинга".

„Драйв" — эффект от подчеркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движе- I им.

„Джамп" (от английского — лягушка) — эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.

„Свинг" — выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определенного „времени".

Комментарии