Информаторий: Вокал в популярной музыке - часть 3. Звукоизвлечение

Вокал в популярной музыке - часть 3. Звукоизвлечение

Вокал в популярной музыке - часть 3.  ЗвукоизвлечениеПрежде чем приступить к описанию работы над звукоизвлечением, рассмотрим качественные характеристики звука, ставшие эталонными в процессе развития джазовой, рок- и всей поп-музыки. Отметим, что одной из основных традиций жанра является стремление к „своему звуку", то есть каждый вокалист стремится максимально использовать особенности своего голосового аппарата, своего видения звука, манеры звукоизвлечения и звуковедения. Поэтому пение выдающихся вокалистов всегда узнаваемо. Но, несмотря на индивидуальную стилистическую манеру пения, сумму тех или иных приемов и красок, их звук всегда близок к эталонному.

Эталонному звуку свойственны:

  1. Близость звучания на протяжении всего диапазона голоса. Иногда звук подчеркнуто близок. Близкий звук — это звук, опираемый в вершину твердого неба, такой звук как бы приближен к слушателю. При близ

    ком пении аппарат так акустически устроен, что звук не застревает в глоточно-затылочной части. Близкий звук иногда отождествляют с так называемым „открытым" звуком. Это совершенно неверно. Открытым звуком пользуются некоторые народные певцы и коллективы, механизм опоры звука при таком пении отличается от рассматриваемого нами эталонного звука.
  2. Эталонному звуку свойственна полетность, он свободно резонирует в пространстве. Акустическая среда, окружающая певца, является как бы естественным продолжением акустики внутри певческого аппарата. Звук никогда не задерживается внутри аппарата, такой звук льется свободно. При подмешивании в звучание голоса разного рода сипов и хрипов такое смешанное звучание также свободно заполняет, пронизывает акустическое пространство вокруг певца.
  3. Несмотря на звонкость и полетность, эталонный звук насыщен низкими грудными частотами, то есть используется предельно большой диапазон высоких и ни !ки\ частот.
  4. Как правило, эталонное звучание близко к разговорной речи, даже если для пения избраны такие режимы, как субтон, фрулато и другого рода засурдинен- ные режимы звучания голоса. Причина заключается в том, что звучание разговорной речи акустически наиболее рационально с точки зрения анатомии и физиологии человека, так как выверено самой природой в процессе длительной эволюции человека. Собственно, речь идет о схожести формы аппарата при пении эталонным звуком и при разговорной речи. Разница в форме аппарата заключается лишь в том, что при пении увеличивается объем надгортанных полостей аппарата. Анализ речевого звукоизвлечения показывает, что соответственная форма аппарата открывает простейший путь к работе с резонаторами, что наилучшим образом соответствует инструментальности эталонного звука. Такая система звукоизвлечения наиболее контролируема сознанием человека, а значит, позволяет добиваться легкости, беглости и точности интонации, свойственных эталонному звучанию вследствие естествен нос I и формы ап пара 1а.
  5. З’Л L. б III :нип I. ра а опорной речи, по ’.но 1ЧО т добиваться тончайшей эмоциональности исполнения, а ведь яркая эмоциональная окрашенность звука является одной из основных особенностей жанра в целом, и эталонного звука в частности.
  6. Выше уже отмечалось, что естественность формы аппарата способствует беглости и подвижности эталонного звука. Некоторые импровизационные стили требуют от вокалистов виртуозного владения аппаратом.
  7. Эталонный звук изобилует множеством характерных приемов и красок: раздувания и затихания звука; часто встречаются резкие изменения окраски звука тембрально; звук то близкий, то глубокий * , то узкий, то широкий [1] , много переходов от грудного к микстовому и фальцетному звучаниям, иногда эти переходы бывают очень резкими; используются разного рода эффекты (сипы, хрипы, раздвоенность звука и т. д.); звук то пустой, то тембрально насыщен. Мы уже говорили об использовании субтона.
  8. Отмечалось, что эталонному звучанию свойственно хорошо развитое микстовое и фальцетное пение. Ниже мы более подробно ознакомимся с этими режимами работы аппарата. Диапазон такого микстового и фальцетного пения очень большой, а по тембру эти режимы мало отличаются от грудного голоса [1] . Добавим, что тембральная однородность, похожесть разных тесситурных режимов — престижный момент для певцов в нашем жанре. Работая над звуком, необходимо стремиться к такой однородности звучания.
  9. Мы уже отметили инструментальность эталонного звука. В основе звукоизвлечения лежит организованная особым образом в аппарате певца звучащая струя воздуха, так называемый столб. Певческий столб является и причиной возникновения звука, и носителем этого звука, его качественных характеристик. Наличие столба и опоры [2] аналогично игре на духовых инструментах. Такая аналогичность позволяет копировать манеру исполнения на духовых инструментах, их тембр, что повлияло на становление эталонного звука. Если столб сравнить со смычком, а голосовые связки со струнами, то голосовой аппарат можно сравнить со струнными инструментами. Резонаторы в этом случае будут выполнять функцию деки инструмента. Старые итальянские мастера пения просили учеников внимательно слушать скрипку и виолончель, добиваясь при этом сходства вокального звучания по тембру, по манере звуковедения и фразировки. Такое копирование актуально и при работе над эталонным звуком

 


[1] Узкий и широкий звуки будут рассмотрены дальше.

Итак, мы рассмотрели девять основных характеристик эталонного звука. Здесь уместно отметить, что народный звук тоже близок к речевой манере звукоизвлечения и иногда напоминает эталонный звук, но он довольно однообразен тембрально (с превалированием средних частот в районе 1000 герц) и ограничен по диапазону.

Хочется отметить еще один факт. Очень часто у нас объединяют поп-музыку с массовой эстрадной песней. Эстрадная музыка —это демократичный (упрощенный, доступный для разных возрастных категорий) жанр. Естественность и простота звучания голоса особенно „почитаемы" в массовой эстрадной песне. Отметим, что любая изощренность и изысканность в звуке, что, в общем, присуще эталонному звучанию в поп-музыке, делают его трудным для подражания основной массе слушателей. Объединяя поп-музыку с эстрадной песней, некоторые „критики" объявляют иногда ненужным эстетством разного рода изыскания и изощренность в нашем жанре. По отношению к поп- музыке со страниц газет и журналов звучат иногда пожелания отдельных граждан, привыкших к незатейливой эстрадной музыке, представителей „массового слушателя", суть которых сводится к тезису-пожеланию: „А нельзя ли попроще?" Сразу скажем: „Нельзя!" Достижения и эстетические ценности того или иного музыкального жанра нельзя „примерять" к низкому уровню культуры отдельных слушателей.

 

 


[1] Грудной звук будет рассмотрен дальше.

[2] Опора будет описана дальше.

Комментарии